Дорога Победы
ж/д ст. «Жихарево» — г. Шлиссельбург
18 января 1943 года Красная армия прорвала блокаду Ленинграда, но до полного освобождения города оставался еще целый год. Ещё до прорыва блокады, в декабре 1942 г., Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги. Строили дорогу железнодорожные войска и спецформирования Народного комиссариата путей сообщения. Руководил строительством начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков.
Поезд, открывший прямое сообщение между Ленинградом и Большой землей, отправился со станции Волховстрой 5 февраля 1943 года в 17.43. В пути он был обстрелян противником и был вынужден остановиться для отогрева замерзшего рукава, соединявшего бак с цистерной с водой. Но 6 февраля поезд прибыл на станцию Новая Деревня, а уже на следующий день — в Ленинград.
Состав с продовольствием и боеприпасами привела лучшая бригада паровоза ЭУ-708-64 депо Волховстрой в составе старшего машиниста Ивана Пироженко, помощника машиниста Виктора Мятлева, кочегара Ивана Антонова и главного кондуктора Ф. Кудряшова. Встречал этот поезд на Финляндском вокзале начальник Октябрьской железной дороги Борис Константинович Саламбеков.