Среди воинских захоронений в Жихарево есть один мемориал, который выделяется среди других. На плитах, установленных на памятнике, высечены фамилии погибших и подпись: «Вечная слава героям-лётчикам павшим в боях за Родину в 1939 г.». Вспоминая историю Советского Союза, сразу же приходит на ум Советско-Финляндская война 1939-40 годов. Но данный театр военных действий был далек от Жихарево, как же оказались здесь летчики? Ответ на этот вопрос нашелся у Олега Николаевича Киселева, в статье «Длинная рука Москвы», посвященной боевым действиям 16 скоростной бомбардировочной авиабригады в «Зимней войне».  

Прерванный полет. История Назиевского городского поселения

  В ноябре 1939 года, переговоры между СССР и Финляндией зашли в тупик. Стало понятно, что войны не избежать, и в ноябре бригада получила приказ на передислокацию из Белоруссии на аэродромный узел в районе Гдова. 13 скоростной бомбардировочный авиаполк (сбап), который входил в бригаду, совершил перелет Бобруйск-Чернево (26 километров к юго-востоку от Гдова) 30 ноября, в этот день и началась война между СССР и Финляндией.  

Прерванный полет. История Назиевского городского поселения

Советская карикатура, посвященная войне с Финляндией 1939 г.  

  Нелетная погода долго не позволяла летчикам принять участие в боевых действиях. Лишь 19 декабря погода улучшилась, и бригада вылетела на задание. 13 сбап получил задание провести бомбардировку войск и железнодорожных станций противника в районе юга и юго-запада Виипури (нынешний Выборг). Но вылет был плохо организован, бомбардировщики не получили прикрытия от наших истребителей и были атакованы финскими «Фокерами». В итоге, из 45 вылетевших самолетов, полк потерял 5 машин.  

 СБ (АНТ-40) именно на таких машинах летал 13 сбап  

Прерванный полет. История Назиевского городского поселения

21 декабря 1939 года, полк получил приказ передислоцироваться на аэродром Бессовец, находящийся в 15 километрах северо-западнее Петрозаводска. Для этого надо было снять бомбы, подвесить необходимое имущество, а также включить в экипаж техника. Погода над аэродромом вылета, и по маршруту стояла нелетная, но командование бригады настояло на вылете. Вот что пишут в отчете о боевых действиях 13 сбап уже после войны: «Погода была явно нелетная — сильный снегопад, видимость 200-400 метров, однако приказание командования 16 СББ немедленный вылет. Маршрут давался на ходу. Присутствие на аэродроме пом. командира 16 СББ майора Борисенко не только не помогло организовать перелет, а в силу его нервозности, допускаемой грубости по отношению командования полка как-то „перестраховщики“ создавало дезорганизацию в вылете эскадрилий. В результате вылет был наспех организован, маршрут штурманами проработан плохо, информацию погоды давали наспех, некоторый летный состав не успел проложить маршрут. Приказание отдавалось вылетать без маршрута, проложить в воздухе».

В 13:30 46 СБ полка пошли на взлет. В районе Волховстроя самолеты попали в зону низкой облачности, и были вынуждены рассеяться. Часть самолетов приземлилось в Тосно, часть до Лодейного Поля, несколько самолетов приземлилось в Пушкино. Лишь один самолет долетел до пункта назначения — Бессовца. Два экипажа, из второй эскадрильи — комиссара эскадрильи старшего политрука Жулаева (штурман старший лейтенант Буяло, стрелок-радист старшина Кузнецов и техник Щедров) и командира звена старшего лейтенанта Белозерцева (штурман лейтенант Игнатюк, стрелок-радист старшина Неелов и техник Сотников), идя из-за пурги и низкой облачности на небольшой высоте врезались в торфяную кучу в районе ст. Жихарево. Оба экипажа погибли, а СБ (№ 3/205 и 4/205) — списаны.

Давайте поименно вспомним погибших в этой катастрофе:

пилоты

Белозерцев Иван Васильевич, ст. л-т, 1909 г. р. г. Днепропетровск;

Жунаев Владимир Андреевич, ст. политрук, 1910 г. р., Ивановская обл.;

штурманы

Буяло Константин Емельянович, ст. л-т, 1907 г. р., Киевская обл.;

Игнатик Виктор Онуфриевич, л-т, 1911 г. р., г. Мелитополь;

стрелки-радисты

Кузнецов Михаил Петрович, ст-на, 1913 г. р., Калининская обл.;

Неелов Алексей Владимирович, ст-на, 1914 г. р., г. Горький;

техники

Сотников Даниил Сергеевич, воентех., 1908 г. р., Куйбышевская обл.;

Щедров Николай Ермолаевич, воентех., 1912 г. р., Калининская обл.

Захоронение лётчиков, погибших в 1939 году.